Ос windows графический интерфейс и основы работы. Пример простой программы с графическим интерфейсом

Ос windows графический интерфейс и основы работы. Пример простой программы с графическим интерфейсом

Основными элементами графического интерфейса Windows являются:

  • · Рабочий стол
  • · Значки (Пиктограммы)
  • · Ярлыки
  • · Панель задач
  • · Контекстное меню
  • · Окна

Рабочий стол - это главная область экрана, которая появляется после включения компьютера и входа в операционную систему Windows.

Подобно поверхности обычного стола, она служит рабочей поверхностью. Запущенные программы и открытые папки появляются на рабочем столе. На рабочий стол можно помещать различные объекты, например файлы и папки, и выстраивать их в удобном порядке. При разработке интерфейса Windows решались две основные задачи: во-первых, максимально облегчить работу малоопытного пользователя, во-вторых, предоставить в распоряжение опытных пользователей набор инструментов, который позволил бы им оптимальным образом конфигурировать систему для работы в качестве отдельной рабочей станции или для работы в локальной сети. Все это справедливо и для Windows, с поправкой на то, что сфера действия данной операционной системы включает теперь и Internet.

То, что появляется на экране по окончании загрузки операционной системы Windows, есть не что иное, как своего рода письменный стол (разумеется, виртуальный), на котором можно поддерживать порядок, но можно и не делать этого -- все, как в реальной жизни. Поэтому такой виртуальный письменный стол и называют рабочим столом (от английского desktop).

В отличие от обычного письменного стола, на рабочем столе вы не можете хранить объекты, которые способны выполнять кaкиe-либо действия сами по себе (например, идущие часы). Чтобы устранить данный недостаток достаточно перейти к использованию рабочего стола Active Desktop. Он предоставляет в распоряжение пользователя целый ряд дополнительных возможностей.

В Windows на рабочем столе располагаются пиктограммы(значки) и ярлыки. С их помощью вы можете мгновенно получить доступ к соответствующим приложениям или документам. Рабочий стол постоянно находится перед глазами пользователя (если, конечно, он не закрыт окном какого-нибудь приложения), поэтому расположенные на нем пиктограммы и ярлыки всегда доступны.

После инсталляции Windows на рабочем столе отображается несколько пиктограмм (например, «Мой компьютер», «Сетевое окружение» и «Корзина»). С помощью первых двух можно получить доступ к локальным, а также к выделенным для совместного использования в сети запоминающим устройствам и принтерам. Перетаскивая файлы и папки на пиктограмму «Корзина», Вы сможете быстро удалять их. Кроме того, «Корзина» позволяет восстанавливать удаленные документы.

Любая расположенная на рабочем столе пиктограмма (или ярлык) может быть удалена с него. Исключение из этого правила составляют лишь пиктограммы, созданные операционной системой, такие как «Мой компьютер», «Сетевое окружение», «Корзина». На рабочем столе можно расположить произвольное количество пиктограмм и ярлыков. Поместить на рабочий стол пиктограмму или ярлык довольно просто, если использовать метод Drag and Drop. Например, чтобы создать на рабочем столе ярлык приложения или пиктограмму документа, нужно найти с помощью программы «Проводник» (запускается посредством выбора одноименной команды в подменю «Программы» стартового меню) необходимый исполняемый файл или документ и перетащить соответствующую ему пиктограмму на рабочий стол (для этого переместите на пиктограмму указатель мыши, нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, перемещайте указатель на рабочий стол, после чего отпустите левую кнопку мыши). После этого на рабочем столе появится пиктограмма или ярлык (в зависимости от того, какой файл вы перетаскивали -- исполняемый или какой-либо другой).

По умолчанию в нижней части рабочего стола отображается панель задач. Щелкнув на кнопке Пуск панели задач, можно отрыть стартовое меню. Панель задач и стартовое меню позволяют быстро выполнять действия, которые обычно приходится предпринимать пользователю в Windows. Они созданы специально для новичков, чтобы помочь им осуществлять запуск приложений и переключаться между ними. Однако благодаря своей простоте и мощи панель задач стала популярной и у опытных пользователей.

Пиктограммы (Значки) -- это маленькие рисунки, обозначающие программы, файлы, папки и другие объекты. Выразительная картинка вместо надписи понятна любому человеку, независимо от его национальности и уровня грамотности.

Значком или пиктограммой называется элемент интерфейса пользователя, представляющий собой небольшую картинку, изображение, служащее для обозначения аппаратных и программных ресурсов компьютера.

Значки используются для обозначений различных объектов интерфейса: рабочего стола, дисковых устройств, принтеров, программ, документов и т.д. Значки, соответствующие наиболее важным объектам интерфейса или наиболее часто используемым приложениям и документам, располагаются прямо на поверхности рабочего стола. Значки «Мой компьютер» и «Корзина» всегда находятся на поверхности рабочего стола. Если компьютер подключен к локальной сети, то на рабочем столе обязательно присутствует значок «Сетевое окружение», с помощью которого обеспечивается вызов окна доступа к ресурсам локальной сети. А при наличии выхода в глобальную сеть Интернет на столе обязательно присутствует значок «Internet» программы доступа к ней. Все остальные значки размещаются на поверхности стола или удаляются с нее по специальным указаниям пользователя.

Панель задач представляет собой длинную горизонтальную полосу в нижней части экрана (Рисунок 2.2). В отличие от рабочего стола, который может быть перекрыт лежащими на нем окнами, панель задач видна почти всегда (в некоторых случаях можно и спрятать).

Панель задач состоит из четырех основных частей.

  • · Кнопка «Пуск», открывающая меню «Пуск».
  • · Панель быстрого запуска, позволяющая запустить программу одним нажатием кнопки мыши.
  • · Средняя часть, которая отображает открытые программы и документы
  • · Область уведомлений, в которой находятся часы и значки (маленькие картинки)

Меню «Пуск» (Рисунок 2.3) - является основным средством доступа к программам, папкам и параметрам компьютера. Оно называется «меню» потому, что предоставляет список для выбора, совсем как меню в ресторане. И как подразумевает слово «Пуск», это меню является местом, с которого начинается запуск или открытие элементов.

Используйте меню «Пуск» для выполнения следующих основных задач.

  • · Запуск программ
  • · Открытие часто используемых папок
  • · Поиск файлов, папок и программ
  • · Настройка параметров компьютера
  • · Получение помощи по работе с операционной системой Windows
  • · Выключение компьютера
  • · Завершение сеанса работы в Windows или выбор учетной записи другого пользователя

Контекстное меню - это меню, которое отображается в отдельном окошке и показывает действия, которые можно произвести с выбранными файлами, папками или отдельными элементами.

Вызывается оно(Рисунок 2.4), как правило, нажатием правой кнопки мыши, а его содержание может изменяться в зависимости от места на котором совершалось нажатие.

Пример, нажмите правой кнопкой на любой папке или файле:


Как видно, с помощью этого меню можно совершать простейшие действия: отправить, вырезать, копировать, посмотреть свойства и т.д.

Контекстное меню может дополняться при установке определенных программ. Например, после установки антивируса “Avast” у меня появился пункт “Сканировать», нажав на который я могу проверить отдельную папку на вирусы.

Теперь попробуйте нажать правую кнопку в любом свободном месте, какого-либо окна:


Как видите, меню отличается от предыдущего. Здесь нам уже нечего копировать или переименовывать, т.к. мы не выбирали определенный объект. Зато теперь мы можем его создать, настроить вид, отсортировать и т.д. Обратите внимание, что пункты имеющие изображение стрелочки справа, вызывают дополнительное меню.

Главное не бойтесь экспериментировать, если что Вы всегда сможете восстановить прежние настройки тем же способом.

Не забывайте, что контекстное меню можно вызвать практически в любом месте, как в системе, так и в любой отдельной программе.

Работа с окнами

Открываемые программы, файлы или папки появляются на экране в полях или рамках -- окнах (именно от них операционная система Windows получила свое название). Поскольку окна присутствуют всюду в Windows, важно научиться перемещать их, изменять размер или просто убирать.

Окно представляет собой область экрана, ограниченную прямоугольной рамкой. В нем отображаются содержимое папки, работающая программа или документ.

Основные элементы окна (Рисунок 2.6).


  • · рабочая область: внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами;
  • · заголовок окна: строка под верхней границей окна, содержащая название окна;
  • · меню управления состоянием окна: кнопка в строке заголовка слева открывает меню, которое позволяет развернуть, свернуть или закрыть окно;
  • · кнопки управления состоянием окна: кнопки в строке заголовка справа позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно;
  • · меню окна: располагается под заголовком и представляет собой перечень тематически сгруппированных команд;
  • · панель инструментов: располагается под строкой меню и представляет собой набор кнопок, которые обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;
  • · границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;
  • · полосы прокрутки: появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.

Различают три варианта отображения окна на экране:

  • · окно стандартного размера занимает часть площади экрана. При желании можно переместить его или любую его границу в другое место экрана
  • · окно, развернутое на весь экран, имеет максимальный размер
  • · свернутое окно изображается в виде кнопки на панели задач.

В свернутом окне программа продолжает выполняться. Чтобы открыть свернутое окно или свернуть уже открытое, нажмите кнопку окна на панели задач.

Окна можно классифицировать по типу:

  • · окно папки
  • · окно документа
  • · окно программы

Диалоговые окна.

Диалоговые панели могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На диалоговой панели размещаются разнообразные управляющие элементы:

  • · вкладки - «страницы» диалогового окна
  • · командная кнопка - обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;
  • · текстовое поле - в него можно ввести последовательность символов;
  • · раскрывающийся список - представляет собой набор значений и выглядит, как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;
  • · счетчик - представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле;
  • · флажок - обеспечивает присваивание какому - либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка»;
  • · переключатель - служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форе маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;
  • · ползунок - позволяет плавно изменять значение какого - либо параметра.

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Учебное пособие

(материалы для выполнения лабораторных, практических, самостоятельных работ)

«Операционная система MS Windows»


Тема 1. Интерфейс
· Роль и назначение операционной оболочки Windows. · Основные элементы интерфейса (диалога) Windows, их назначение. · Основные элементы окна. · Основные элементы Главного меню. · Буфер обмена. · Поиск файлов. · Приемы работы с манипулятором мышь.
Тема 2. Справочная система
· Способы получения справки.
Тема 3. Управление файловой системой
· Назначение папки Мой компьютер, программы Проводник. · Создание, сохранение, переименование, копирование, перемещение, удаление файлов, папок и ярлыков. · Восстановление удаленных объектов из папки Корзина.
Тема 4. Стандартные программы · Назначение и основные возможности стандартных программ.
· Простейшие приемы редактирования текста в редакторе Блокнот. · Выполнять простейшие рисунки в графическом редакторе Paint. · Обзор программ папки Служебные. Тема 5. Настройки Windows · Настройки операционной системы Windows. · Настройки элементов оформления.

Тема 1. ИНТЕРФЕЙС WINDOWS

Операционная система Windows

Это операционная система с графическим интерфейсом и расширенными сетевыми возможностями, была разработана фирмой Microsoft в 1995 году. Windows 95(98) - это интегрированная среда, которая обеспечивает эффективный обмен текстовой, графической, звуковой и видеоинформации между отдельными программами. Базовые функциональные возможности данной ОС перекрывают все, что заложено в ОС MS DOS, WINDOWS 3.1 . Основная функция Windows – управление работой специально созданных для этой среды программ. Windows – это новый уровень компьютерной технологи, основанный на так называемом объекто-ориентированном подходе к работе с данными. События: сигналы от аппаратуры, щелчок мышью, нажатие клавиш и т.п. Каждое событие порождает сообщение, которое воспринимается оконным объектом, т.е. в результате сообщения следует действие. С помощью сообщений происходит управление оконными объектами.

Особенности ОС:

· Поддерживает технологию Plug and Play (включи и работай). Это самонастраивающаяся технология - достаточно присоединить новое устройство к компьютеру и включить его. При включении компьютера устройство будет автоматически установлено и опознано.

· Повышенная производительность, обусловленная многозадачностью т.е. компьютер может работать одновременно с несколькими программами.

· Совместимость с программами ОС MS DOS.

· Устойчивость к сбоям.

· Допустимость длинных имен файлов (до 256 символов).

· Высокое качество мультимедиа (звук, видео, графика).

Основные понятия ОС Windows

& Стартовый экран Windows представляет собой системный объект, называемый Рабочим столом.

Рабочий стол- это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows.

Все, с чем мы имеем дело, работая с компьютером в данной системе, можно отнести либо к объектам, либо к элементам управления. В исходном состоянии на Рабочем столе можно наблюдать несколько экранных значков и Панель задач.

Значки - это графическое представление объектов, а Панель задач - один из основных элементов управления.

Значкам соответствуют папки, приложения (программы), документы, сетевые устройства.

Окно – структурный и управляющий элемент пользовательского интерфейса, представляющий собой обрамленную часть экрана, в которой может отображаться объект (приложение, документ или сообщение).

Результаты работы большинства приложений (программ) сохраняются в их рабочих файлах, называемых также документами.

Документ – любой файл, обрабатываемый с помощью приложений (программ).

В Windows документ может содержать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Буфер обмена - специальная область памяти, которая используется для пересылки данных между приложениями и документами.

Структура интерфейса Windows

Основные элементы интерфейса (диалога): Рабочий стол, Панель задач, Главное меню, папка Мой компьютер, программа Проводник, Панель управления, Корзина.

Дадим краткую характеристику данным элементам.

Рабочий стол - поверхность экрана монитора с расположенными на нем графическими объектами - значками и ярлыками. Поверхность экрана монитора содержит фоновый рисунок (картинку).

Панель задач занимает узкую полоску на экране, расположенную обычно в нижней части экрана.

На панели задач расположены кнопка «Пуск», кнопки открытых окон, индикатор клавиатуры, системные часы. Кнопки открытых окон на панели задач можно использовать для переключения между окнами т.е. щелкнув мышью на данной кнопке, окно соответствующее данной кнопке становится активным. При нажатии кнопки Пуск раскрывается Главное меню рис.1

Главное меню - позволяет выполнять различные операции: запустить программу, открыть документ, вызвать Панель управления для настройки компьютера, произвести поиск файла или папки, получить справку и т.д .

Значок напротив пункта меню означает наличие вложенного меню.

Команда Программы - позволяет выбрать необходимую программу из списка. При установке Windows, устанавливается набор стандартных программ в число которых входит: текстовый редактор Блокнот, WordPad, графический редактор Paint Калькулятор и др. (Данные программы запускают Пуск - Программы - Стандартные - Блокнот).

Команда Документы - выводит на экран меню со списком документов (15 последних), с которыми работал пользователь.

Команда Настройка - позволяет производить необходимые настройки системы.

Команда Поиск - позволяет осуществить поиск файлов и папок.

Команда Справка - вызов справочной системы.

Команда Выполнить… - предназначен для непосредственного запуска программ из командной строки указав полный путь к файлу.

Команда Завершение работы - позволяет выбрать способ завершения работы Windows в зависимости от дальнейших действий.

С помощью папки Мой компьютер можно выполнить все операции с файлами и папками, обратиться к различным дискам и устройствам.

Программа Проводник более мощное средство для работы с файловой системой. Проводник отображает содержимое компьютера в виде «дерева» папок.

Корзина предназначена для временного хранения удаленных объектов. Она позволяет восстанавливать объекты удаленные по ошибке. Корзина занимает часть дискового пространства. Если Вы удалили файл, то он помещается из папки, где был прописан, в Корзину. Файл с диска удаляется только при очистке Корзины.

Панель Управления служит для изменения режима работы ОС, для установки программного и аппаратного обеспечения, для настройки параметров клавиатуры, мыши, экрана и т.д. Открыть панель Управления можно через Главное меню команда Настройка- Панель управления.

Приемы работы с мышью

Инструментом управления в ОС WINDOWS становится указатель мыши передвигаемый по экрану с помощью манипулятора мышь.

Основными приемами управления являются:

Щелчок (быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши). Используется при выделении объекта, выборе пункта меню, нажатии кнопки;

Двойной щелчок - два щелчка выполненные с малым интервалом времени между ними. Используется для запуска программ, открытия файлов и папок.

Прием Drag-and-Drop (схватить и переместить) - подвести указатель мыши к объекту (заголовку объекта), нажать левую кнопку мыши, и, не отпуская ее переместить объект в нужное место.

Вызов контекстного меню – указать курсором на объект и нажать правую кнопку мыши.

Работа с окнами

Windows - многооконная ОС, т.е. пользователь может работать с несколькими окнами одновременно. Чтобы перейти от одного окна к другому (сделать его активным) нажмите соответствующую программе кнопку на Панели задач или щелкните мышью в любом месте окна.

Рассмотрим структуру окна папки Windows:

рис.2

1 - строка заголовка, она содержит название папки и кнопки управления представлением окна:
- свернуть окно в пиктограмму на Панели задач

Окно во весь экран

Восстановить размеры окна

Закрыть окно

2 - строка меню, содержащая перечень команд. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.

3 - панель инструментов, содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. В работе удобней, чем строка меню, но ограничена по количеству команд.

4 - адресная строка, в ней указан путь доступа к текущей папке.

5 - рабочая область, в ней отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения значков можно управлять. В окнах приложений в рабочей области размещаются окна документов и рабочие панели.

6 - полосы прокрутки, появляются, если количество объектов велико и с помощью данных полос содержимое можно «прокручивать» в рабочей области окна. Полоса прокрутки имеет движок и две концевые кнопки. Прокрутку выполняют тремя способами:
- щелчком на одной из концевых кнопок;
- перетаскиванием движка;
- щелчком на полосе прокрутки выше и ниже движка.

7 - строка состояния, в ней выводится дополнительная информация о текущем состоянии (число выделенных объектов, размер и т.д.).

Окна можно перемещать, захватив его за заголовок (приемом Drag-and-Drop). Можно также изменять горизонтальные и вертикальные размеры окна, для этого необходимо подвести указатель мыши к границе окна и после того как указатель мыши примет вид (двунаправленной стрелки), приемом Drag-and-Drop перетащите границу на новое место. Настройки окна производятся, используя меню Вид . Так, чтобы изменить способ отображения значков Вид - Крупные значки (Мелкие значки, Список, Таблица). Чтобы отсортировать значки выберите Вид - Упорядочить значки - по имени (по типу, по размеру, по дате).

Диалоговые окна

Если после команды подменю стоит многоточие (…), то после выбора данной команды появиться диалоговое окно . Диалоговые окна позволяют вести диалог с ОС, например в какой папке сохранить файл и дать имя файлу, найти нужный файл по имени просмотрев все папки диска С: и т.д.

Работая со стандартными программами, нужно сохранить информацию на дискете или на жестком диске для этого в меню редактора выбираете команду Файл - Сохранить как… , при этом появляется диалоговое окно (см. рис.3).

Вам необходимо указать в какой папке сохранить файл, имя папки надо выбрать из списка т.е. нажать кнопку в поле Сохранить в: и в появившемся списке раскрыть нужную папку двойным щелчком. В поле Имя файла: щелкнуть мышью и ввести нужное имя файла. Затем нажать кнопку Сохранить, если все действия выполнены верно или нажать Отмена в противном случае.

Выделим элементы диалогового окна:

Поле ввода текста предоставляет вам место, где вы указываете необходимую информацию, например имя файла, который нужно сохранить, или путь (содержащий название диска и папок), который вы используете для того, чтобы найти определенный файл. В поле ввода со списком представлен перечень элементов, из которых можно выбрать тот, который вам нужен. В поле ввода со списком часто есть линейки прокрутки, позволяющие просматривать очень длинные списки.

Поле ввода со спускающимся списком представляет из себя поле, в котором первоначально видна только одна строчка. Справа от него находится стрелка, направленная вниз. Если щелкнуть на стрелке, то развернется «спускающийся» список, и вы увидите элементы, из которых можно сделать выбор.

Кнопки опций (зависимые переключатели) представляют группу взаимосвязанных элементов, из которых можно выбрать («включить») только один. Просто щелкните на кнопке той опции, которую вы хотите выделить. При этом все другие кнопки «отключаются».

Поля меток (независимые переключатели) могут представлять собой как отдельную опцию, так и группу взаимосвязанных опций. Метка (обычно «крестик» или «галочка») появляется после щелчка в поле рядом с опцией, чтобы показать, что она активна.

Командные кнопки выполняют команды, название которых написано на данной кнопке (например, Сохранить, Открыть, Выход, Отмена, и т.д.). Если на кнопке после названия стоит многоточие, (например, как на кнопке Параметры...), то при ее выборе появится другое диалоговое окно.

Вкладки представляют собой составные части сложных диалоговых окон. В одно и то же время можно видеть только одну вкладку, которая содержит логически связанные опции. При щелчке на названии вкладки изменяется содержание диалогового окна.

Если вы работаете с документом, уже имеющим имя файла, то чтобы сохранить изменения в нем, достаточно выбрать команду Файл - Сохранить, при этом диалоговое окно не появляется.

Чтобы открыть уже существующий документ из окна редактора необходимо выбрать команду меню Файл - Открыть, используя поле ввода со спускающимся списком выбрать нужную папку, раскрыв ее двойным щелчком. Если необходимо перейти к вышестоящей папке или диску воспользуйтесь кнопкой .

Иногда Вы не можете найти нужный файл, папку. В организации поиска вам поможет команда Главного меню Поиск - Искать файлы и папки.

рис. 4

Рассмотрим работу по поиску файла, используя вкладку Имя и размещение. В поле со списком введите Имя файла (можно первые буквы), в текстовое поле Содержащий можно ввести (не обязательно) фразу из текста искомого файла, для указания места поиска воспользуйтесь текстовым полем со списком, где и выберите диск, папку (для выбора другой папки воспользуйтесь командной кнопкой Обзор), нажмите командную кнопку Найти.

Контрольные вопросы:

1 Назначение и особенности ОС Windows.

2 Перечислите основные элементы Рабочего стола.

3 Какие объекты соответствуют значкам?

4 Перечислите основные элементы окна. Чем отличается команда закрыть и свернуть?

5 Перечислите основные элементы диалогового окна.

6 Для чего служат ярлыки? Повлияет ли на зарегистрированные программы удаление ярлыка?

7 Назначение Корзины, Главного меню, Панели задач.

Упражнения для приобретения простейших умений работы с окнами:

1. Найти на рабочем столе Windows значок Мой компьютер. Установить на него указатель мыши и щелкнуть два раза левой клавишей мыши (откроется окно).

2. Найти на экране все элементы окна.

3. Переместить окно в правый угол экрана. Для того, чтобы переместить окно:

· поместите курсор в строку заголовка

· нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите окно

· отпустите кнопку мыши.

4. Измените размер окна. Чтобы изменить размер окна:

· поставьте курсор на одну из границ окна

· нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите границу в нужное место

· отпустите кнопку мыши.

5. Измените размер окна до минимума .

6. Используя линейки прокрутки, просмотрите содержимое окна.

7. Распахните окно во весь экран. Для этого найдите в строке заголовка кнопку , установите на нее курсор и нажмите левую клавишу мыши.

8. Восстановите исходный размер окна, нажав на кнопку .

9. Сверните окно Мой компьютер, нажав на кнопку .

10. Восстановите окно, щелкнув по значку Мой компьютер в панели задач.

11. Измените вид представления содержимого окна с помощью пункта меню Вид:

· щелкните по пункту меню Вид и выберите Мелкие значки

· щелкните по пункту меню Вид и выберите Таблица

· щелкните по пункту меню Вид и выберите Список

· самостоятельно вернитесь к исходной форме представления данных в окне.

12. Закройте окно Мой компьютер, щелкнув по кнопке .

Упражнения для приобретения дополнительных умений работы с окнами:

1. Запустите:

· текстовый процессор Microsoft Word,

· графический редактор Paint,

· текстовый редактор Блокнот,

· Калькулятор.

(Для этого используйте Главное меню - команду Программы…, при этом на Панели задач появляются кнопки открытых окон).

2. Измените размеры каждого окна, размер окна установите приблизительно равным 1/4 размера экрана.

3. Расположите окна так, чтобы они не перекрывали друг друга.

4. Расположите окна каскадом, мозаикой.

(Для этого используйте контекстно-зависимое меню, вызываемое нажатием правой кнопкой мыши на системных часах Панели задач).

5. Закройте все окна.

6. Перенесите Панель задач (влево, вправо, вверх), затем верните на место.

7. Измените размеры Панели задач, восстановите прежние размеры.

(Эта операция выполняется как с обычным окном)

Упражнения по настройке окна и поиску компьютеров, папок и файлов:

1. Раскройте окно папки Мой компьютер.

2. Используя команду меню Вид измените представление значков (крупные, мелкие, список, таблица).

3. Скройте панель инструментов и строку состояния, выбрав данные команды в меню Вид . Повторным выбором данных команд восстановите панель инструментов и строку состояния.

4. Найдите, используя команду Поиск главного меню:

· компьютер Class4;

· файл WinWord.exe;

· папку User…

5. Запустите программу Word на выполнение.

6. Сверните окно документа, затем окно программы.

7. Используя вкладку Дата диалогового окна «Найти: Все файлы», найдите все файлы, измененные за два последних дня.

8. Используя команду Главного меню Документы, откройте любой файл из списка имеющихся.

Взаимодействие пользователя с приложением

Взаимодействие пользователя лучше всего описывается в виде различных событий, которые инициируют ЭУ (на основе сообщений ОС о действиях пользователя) и на которые отвечает (обрабатывает) приложение. Наиболее часто используемыми событиями являются следующие:

Ÿ Click – щелчок левой кнопки «мыши» в области окна;

Ÿ DoubleClick – два щелчка левой кнопки «мыши» с интервалом меньше некоторого заданного значения;

Ÿ KeyDown – нажатие клавиши клавиатуры;

Ÿ KeyPress – нажатие и отпускание клавиши, в результате которых в программу передается некоторый символ;

Ÿ Validating – проверки введенных данных;

Ÿ Paint – необходимо перерисовать клиентскую область.

События от устройства «мышь», такие, как Click , DoubleClick, MouseDown, MouseUp, MouseEnter, MouseLeave и MouseHover, связаны с различными действиями пользователей над областью ЭУ.

Для событий Click и DoubleClick передается параметр типа EventArgs, а для событий MouseDown и MouseUp передается параметр типа MouseEventArgs, который содержит такую полезную информацию (свойства класса), как текущие координаты курсора в клиентской области, описание нажатой кнопки, количество нажатий кнопки, количество щелчков при вращении колеса «мыши».

События клавиатуры работают аналогично: количество передаваемой информации зависит от типа обрабатываемого события. Например, для события KeyPress в метод обработки события передается параметр KeyPressEventArgs, который содержит свойство KeyChar значение типа char, которое представляет символ нажатой клавиши.

Свойство Handled используется для определения того, было ли обработано данное событие. Если свойству Handled задано значение true, то данное событие не будет передаваться ОС для стандартной обработки. События KeyDown или KeyUp больше подходят для обработки, если требуется получить больше информации о нажатой клавише, так как они получают параметр KeyEventArgs. Параметр KeyEventArgs включает свойства о том, какие клавиши Ctrl, Alt или Shift были нажаты. Свойство KeyCode возвращает значение перечисления Keys, которое указывает на виртуальный код нажатой клавиши. В отличие от KeyPressEventArgs.KeyChar свойство KeyCode передает виртуальный код любой нажатой клавиши клавиатуры, а не алфавитноцифровой символ клавиши.

Свойство KeyData возвращает значение перечисления Keys, а также состояние дополнительных клавиш. Например, была ли нажата клавиша Shift или Ctrl. Свойство KeyValue содержит целое значение перечисления Keys. Свойство Modifiers содержит значения Keys, которые соответствуют кодам дополнительно нажатых клавиш. Если было нажато несколько клавиш, то они объединяются с помощью операции OR. События, связанные с клавишей инициируются в следующем порядке: 1) KeyDown; 2) KeyPress; 3) KeyUp.



События Validating, Validated, Enter, Leave, GotFocus и LostFocus имеют отношение к получению ЭУ фокуса ввода (когда ЭУ становится активным) или потери фокуса. Это происходит, когда пользователь нажимает клавишу Tab для перехода к нужному ЭУ или выбирает этот элемент с помощью «мыши». Кажется, что события Enter, Leave, GotFocus и LostFocus очень сходны по выполняемой работе. События GotFocus и LostFocus являются событиями более низкого уровня, которые связаны с WM_SETFOCUS и WM_KILLFOCUS сообщениями ОС. Обычно лучше использовать события Enter и Leave. События Validating и Validated возникают при проверке значения в ЭУ. Они получают параметр типа CancelEventArgs. С его помощью можно прервать следующие события, если задать свойству Cancel значение true. Если разработчик задает собственный код проверки введенных значений и проверка оказалась не успешной, то можно задать свойству Cancel значение true и ЭУ не будет терять фокус ввода (не будет выполняться переход к следующему ЭУ формы). Событие Validating возникает в ходе проверки, а событие Validated возникает после выполнения проверки. Эти события возникают в следующем порядке: 1) Enter; 2) GotFocus; 3) Leave; 4) Validating; 5) Validated; 6) LostFocus.

Обычное Windows приложение содержит несколько форм , которые создаются с помощью объектов класса Form. Данный класс также является ЭУ и наследуется от базового класса Control. Одни формы приложения открываются в процессе работы, другие закрываются. В каждый текущий момент на экране может быть открыта одна или несколько форм, пользователь может работать с одной формой или переключаться по ходу работы с одной на другую.

Форма, открываемая в методе Main() при вызове метода Run() класса Application, называется главной формой приложения . Ее закрытие приводит к закрытию всех остальных форм и завершению Windows приложения. Завершить приложение можно и программно, вызвав статический метод Application.Exit(). Закрытие других форм не приводит к завершению проекта. Обычно главная форма приложения всегда открыта, в то время как остальные формы открываются и закрываются (или скрываются).

Для создания формы лучше всего (что и делается в Visual Studio) создать новый класс, производный от класса Form. В конструкторе класса можно задать требуемые значения свойств данного класса и включить в данную форму все требуемые объекты. В приведенном ниже примере создан класс MyForm. Объекты данного класса будут соответствовать окну, которое содержит нужные элементы управления и обрабатывает события, связанные с окном и элементами управления.

using System.Windows.Forms;

namespace WindowsApp {

static void Main(string args){

MyForm frm = new MyForm("Первое окно");

Application.Run(frm);

class MyForm: Form {

Button btn1 = new Button();

public MyForm(string s){

btn1.Top = 10; btn1.Left = 20;

btn1.Text = "Нажми";

Controls.Add(btn1);

btn1.Click +=new EventHandler(btn1_Click);

Как уже было сказано, для передачи сообщений из очереди приложения в главную форму используется метод Application.Run(), которому передается ссылка на созданный объект формы. Данный метод организует цикл передачи сообщений в формы приложения. Он прекращает свою работу только при поступлении в очередь сообщения WM_QUIT, которое поступает при закрытии основного окна формы (нажатие кнопки ) или выборе команды меню для окончания работы с приложением (например: Выход или Exit).

Для отображения элементов управления в форме необходимо создать соответствующие им объекты, задать нужные значения их свойствам и добавить их в коллекцию формы Controls. Например:

Button btn1 = new Button();

btn1.Top = 10; btn1.Left = 20; // задание расположения

btn1.Text = "Нажми"; // задание текстового заголовка

Controls.Add(btn1); // занесение в коллекцию элементов

Для интересующих пользователей событий, которые инициируются формой и содержащимися в ней элементами управления, нужно создать обработчики событий и присвоить их значения соответствующим событиям этих объектов.

Например, для обработки события нажатия описанной ранее кнопки, описывается обработчик события, который присваивается переменной события класса:

// описание обработчика события

public void btn1_Click(object o, EventArgs ea){

MessageBox.Show("Привет, Мир!");

btn1.Click += new EventHandler(btn1_Click);

Результат работы данной программы показан на рис. 8.4.

Рис. 8.4. Результат работы программы WindowsApp.

интерфейс , событийно-ориентирована . Она ждет от интерфейса событий, которые и обрабатывает сообразно своему внутреннему состоянию.

Эти события возникают в элементах графического интерфейса (виджетах) и обрабатываются прикрепленными к этим виджетам обработчиками. Сами виджеты имеют многочисленные свойства (цвет, размер, расположение), выстраиваются в иерархию принадлежности (один виджет может быть хозяином другого), имеют методы для доступа к своему состоянию.

Расположением виджетов (внутри других виджетов) ведают так называемые менеджеры расположения . Виджет устанавливается на место по правилам менеджера расположения. Эти правила могут определять не только координаты виджета, но и его размеры. В Tk имеются три типа менеджеров расположения: простой упаковщик (pack), сетка ( grid ) и произвольное расположение (place).

Но этого для работы графической программы недостаточно. Дело в том, что некоторые виджеты в графической программе должны быть взаимосвязаны определенным образом. Например, полоска прокрутки может быть взаимосвязана с текстовым виджетом: при использовании полоски текст в виджете должен двигаться, и наоборот, при перемещении по тексту полоска должна показывать текущее положение. Для связи между виджетами в Tk используются переменные, через которые виджеты и передают друг другу параметры.

Классы виджетов

Для построения графического интерфейса в библиотеке Tk отобраны следующие классы виджетов (в алфавитном порядке):

  • Button (Кнопка) Простая кнопка для вызова некоторых действий (выполнения определенной команды).
  • Canvas (Рисунок) Основа для вывода графических примитивов.
  • Checkbutton (Флажок) Кнопка, которая умеет переключаться между двумя состояниями при нажатии на нее.
  • Entry (Поле ввода) Горизонтальное поле, в которое можно ввести строку текста.
  • Frame (Рамка) Виджет, который содержит в себе другие визуальные компоненты.
  • Label (Надпись) Виджет может показывать текст или графическое изображение.
  • Listbox (Список) Прямоугольная рамка со списком, из которого пользователь может выделить один или несколько элементов.
  • Menu (Меню) Элемент, с помощью которого можно создавать всплывающие (popup) и ниспадающие (pulldown) меню.
  • Menubutton (Кнопка-меню) Кнопка с ниспадающим меню.
  • Message (Сообщение) Аналогично надписи, но позволяет заворачивать длинные строки и менять размер по требованию менеджера расположения.
  • Radiobutton (Селекторная кнопка) Кнопка для представления одного из альтернативных значений. Такие кнопки, как правило, действует в группе. При нажатии на одну из них кнопка группы, выбранная ранее, "отскакивает".
  • Scale (Шкала) Служит для задания числового значения путем перемещения движка в определенном диапазоне.
  • Scrollbar (Полоса прокрутки) Полоса прокрутки служит для отображения величины прокрутки в других виджетах. Может быть как вертикальной, так и горизонтальной.
  • Text (Форматированный текст) Этот прямоугольный виджет позволяет редактировать и форматировать текст с использованием различных стилей, внедрять в текст рисунки и даже окна.
  • Toplevel (Окно верхнего уровня) Показывается как отдельное окно и содержит внутри другие виджеты.

Все эти классы не имеют отношений наследования друг с другом - они равноправны. Этот набор достаточен для построения интерфейса в большинстве случаев.

События

В системе современного графического интерфейса имеется возможность отслеживать различные события, связанные с клавиатурой и мышью, и происходящие на "территории" того или иного виджета. В Tk события описываются в виде текстовой строки - шаблона события, состоящего из трех элементов (модификаторы, тип события и детализация события).

Тип события Содержание события
Activate Активизация окна
ButtonPress Нажатие кнопки мыши
ButtonRelease Отжатие кнопки мыши
Deactivate Деактивация окна
Destroy Закрытие окна
Enter Вхождение курсора в пределы виджета
FocusIn Получение фокуса окном
FocusOut Потеря фокуса окном
KeyPress Нажатие клавиши на клавиатуре
KeyRelease Отжатие клавиши на клавиатуре
Leave Выход курсора за пределы виджета
Motion Движение мыши в пределах виджета
MouseWheel Прокрутка колесика мыши
Reparent Изменение родителя окна
Visibility Изменение видимости окна

Примеры описаний событий строками и некоторые названия клавиш приведены ниже:

"" или просто "<3>" - щелчок правой кнопки мыши (то есть, третьей, если считать на трехкнопочной мыши слева-направо). "" - двойной щелчок мышью (левой кнопкой) с нажатой кнопкой Shift. В качестве модификаторов могут быть использованы следующие (список неполный):

Control, Shift, Lock, Button1-Button5 или B1-B5, Meta, Alt, Double, Triple.

Просто символ обозначает событие - нажатие клавиши. Например, "k" - тоже, что "< KeyPress -k>" . Для неалфавитно-цифровых клавиш есть специальные названия:

Cancel, BackSpace, Tab, Return, Shift_L, Control_L, Alt_L, Pause, Caps_Lock, Escape, Prior, Next, End, Home, Left, Up, Right, Down, Print, Insert, Delete, F1, F2, F3, F4, F5, F6, F7, F8, F9, F10, F11, F12, Num_Lock, Scroll_Lock, space, less

Здесь обозначает пробел, а - знак меньше. , , , - стрелки. < Prior > , - это PageUp и PageDown. Остальные клавиши более или менее соответствуют надписям на стандартной клавиатуре.

Примечание :

Следует заметить, что Shift_L , в отличие от Shift , нельзя использовать как модификатор.

В конкретной среде комбинации, означающие что-то особенное в системе, могут не дойти до графического приложения. Например, известный всем Ctrl-Alt-Del.

Следующая программа позволяет печатать направляемые виджету события, в частности - keysym, а также анализировать, как различные клавиши можно представить в шаблоне события:

from Tkinter import * tk = Tk() # основное окно приложения txt = Text(tk) # текстовый виджет, принадлежащий окну tk txt.pack() # располагается менеджером pack # функция обработки события def event_info(event): txt.delete("1.0", END) # удаляется с начала до конца текста for k in dir(event): # цикл по атрибутам события if k != "_": # берутся только неслужебные атрибуты # готовится описание атрибута события ev = "%15s: %s\n" % (k, repr(getattr(event, k))) txt.insert(END, ev) # добавляется в конец текста # привязывается виджету txt функция event_info для обработки событий, # соответствующих шаблону txt.bind("", event_info) tk.mainloop() # главный цикл обработки событий

При нажатии клавиши Esc в окне можно увидеть примерно следующее:

char: "\x1b" delta: 9 height: 0 keycode: 9 keysym: "Escape" keysym_num: 65307 num: 9 send_event: False serial: 159 state: 0 time: -1072960858 type: "2" widget: width: 0 x: 83 x_root: 448 y: 44 y_root: 306

x, y Координаты указателя в виджете во время события.

  • x_root, y_root Координаты указателя на экране во время события.
  • В принципе, совсем необязательно, чтобы события обрабатывал тот же виджет, который их первично принял. Например, можно перенаправить все события внутри подчиненных виджетов на данный виджет с помощью метода grab_set() (grab_release() освобождает виджет от этой обязанности). В Tk существуют и другие возможности управления событиями , которые можно изучить по документации.

    | Системная среда Windows

    Урок 17
    Системная среда Windows

    14.5. Графический интерфейс и его объекты

    Изучив эту тему, вы узнаете:

    Назначение и особенности системной среды Windows;
    - что такое файл, параметры файла и действия над ним;
    - что такое папка, параметры папки и действия над ней;
    - какова роль программы Проводник;
    - особенности графического интерфейса в среде Windows;
    - роль приложений и документов в среде Windows;
    - что такое буфер обмена и его назначение;
    - что такое технология OLE и ее основные понятия.







    Понятие графического интерфейса

    Термин «интерфейс» широко используется в областях, где человеку приходится иметь дело с обработкой информации на компьютере.

    Существуют различные интерфейсы: интерфейс ввода-вывода, интерфейс пользователя, внешний или внутренний интерфейс, интеллектуальный интерфейс, человеко-машинный интерфейс, программный интерфейс и еще несколько десятков всевозможных интерфейсов.

    Интерфейс - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.

    Знакомясь со средой Windows, вы в первую очередь интересуетесь теми средствами и правилами, которые позволят пользователю управлять работой компьютера. Интерфейс, организующий взаимодействие пользователя и компьютера, получил название пользовательского.

    Пользовательский интерфейс - комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие пользователя и компьютера.

    В среде Windows программы организуют для человека «дружественный», удобный для пользователя интерфейс. Достигается это благодаря широкому применению графических средств: рисунков, специальных значков, цветового оформления, оригинального дизайна экрана и др. Подобный пользовательский интерфейс стал называться графическим интерфейсом. 

    Графический интерфейс-пользовательский интерфейс, в котором для взаимодействия человека и компьютера применяются графические средства.

    Роль и структура окон

    Основу графического интерфейса Windows составляет хорошо организованная система окон. В окнах ведется диалог пользователя с компьютером, раскрываются приложения и документы (см. п. 14.6).

    Окно - обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.

    Окно является активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь. В противном случае окно будет пассивным.

    Окна отличаются друг от друга , но все они имеют общие элементы. Окно можно рассматривать как объект системной среды Windows, который, в свою очередь, состоит из более простых, элементарных объектов. Разные сочетания этих элементов определяют многообразие окон.

    В одних окнах присутствует большинство стандартных элементов, в других - лишь ограниченный набор. Над объектом «Окно» можно выполнить ряд действий: открыть, закрыть, свернуть, переместить, изменить размер .

    На примере окна, изображенного на рисунке 14.4, рассмотрим стандартный набор элементов, которые могут встретиться в любом окне.

    1. Граница окна - линия, которая его обрамляет. При подведении указателя мыши к границе окна он превращается в двухстороннюю стрелку. Это указывает на возможность изменить размеры окна. Надо нажать левую кнопку мыши и переместить границу в сторону.

    2. Строка заголовка - строка, в которой выводится имя приложения или документа. Если эта строка выделяется цветом, то данное окно активно, если нет - пассивно. Активное окно можно переместить, установив указатель мыши на строке заголовка, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить мышь вместе с окном в другое место.

    Рис. 14.4. Стандартный набор элементов окна

    3. В правом верхнем углу расположены кнопки управления окном:

    4. Кнопка в левом верхнем углу окна вызывает системное меню , которое содержит стандартный набор команд управления окном: восстановить, переместить, свернуть, развернуть, изменить размер, закрыть.

    5. В рабочем поле окна размещаются другие окна или результат работы пользователя.

    6. Строка основного меню содержит имена меню . Щелчок на имени вызывает появление соответствующего меню с перечнем команд. Работа в большинстве программ основана на выборе команд в этом меню. Например, меню Файл содержит команды для работы с файлами: создать, открыть, закрыть, сохранить.

    7. Панель инструментов представляет собой набор командных кнопок для быстрого выбора команд мышью. Кнопки дублируют выполнение часто используемых команд.

    8. Строка состояния отображает информацию о режимах работы приложения или о состоянии объектов окна.

    Таблица 14.5. Команды для управления вертикальной полосой прокрутки

    9. Полосы прокрутки по вертикали и горизонтали используются для просмотра содержимого окна, если вся информация не помещается в видимой части рабочего поля. Полоса прокрутки состоит из трех элементов: кнопок со стрелками на концах полосы, ползунка и полей выше/ниже либо правее/левее ползунка. Действия с полосами прокрутки выполняются при помощи мыши. В таблице 14.5 приведены команды для вертикальной полосы прокрутки. Аналогично будут выполняться команды для горизонтальной полосы.

    Среди многообразия окон выделим три основных вида в зависимости от назначения окна: окно диалога, окно приложения и окно документа1. Рассмотрим их.

    Окно диалога сообщает пользователю определенную информацию и предлагает ввести параметры, уточняющие выбранное действие (рисунок 14.5).

    Рис. 14.5. Окно диалога

    Для ввода параметров используются разнообразные элементы управления:

    1. Вкладки - окна диалога, расположенные одно под другим, так что видны только их корешки. Выбрать любую вкладку можно щелчком мыши на корешке.

    2. Командные кнопки имеют прямоугольную форму и служат для выполнения написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на кнопке.

    3. Кнопки переключателя служат для установки одного значения параметра из нескольких предложенных. Эти кнопки изображаются в виде кружков. Признаком выбора значения параметра служит появление точки внутри кружка после щелчка на нем мышью.

    4. Флажки предназначены для включения и выключения режимов. Флажки имеют форму квадратиков и при включении помечаются крестиком или галочкой (на рисунке 14.5 флажки отсутствуют).

    5. Раскрывающийся список служит для выбора одной записи из предлагаемого перечня.

    6. Текстовое поле служит для ввода текста или числовых данных. Иногда текстовое поле совмещается с другим элементом управления - со счетчиком (как на рисунке 14.5), позволяющим вводить числа непосредственно или изменять значения с определенным шагом как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

    7. В окне предварительного просмотра отображается вид объекта, оформленный в соответствии с установленными параметрами.

    Рис. 14.6. Окно приложения

    Рис. 14.7. Окна документов в окне приложения

    Окно приложения (рисунок 14.6) является интерфейсом конкретной программы.

    Окно документа предназначено для отображения документа, открытого в приложении. Оно находится внутри окна приложения (рисунок 14.7).

    Рабочий стол

    Хорошо организованный рабочий стол - залог успеха в любом деле . Писателю, ученому или ученику необходим письменный стол с удобно расположенными письменными принадлежностями. Хозяйке на кухне нужен кухонный стол, где под руками столовые приборы, специи, посуда. Столяру не обойтись без верстака с набором столярных инструментов. На рабочем столе должны лежать предметы, необходимые для работы. Как рубанок или стамеска неуместны на кухонном столе, так и терка - на верстаке у столяра, а отвертка - на столе руководителя в офисе. На рабочем столе очень важен порядок.

    Windows может быть настроена как угодно, и ниже будет описана стандартная конфигурация, предложенная разработчиками и задаваемая на компьютере по умолчанию.

    В системной среде Windows пользовательский интерфейс реализован с помощью графического объекта Рабочий стол . Он представляет собой изображение на экране монитора, которое появляется после загрузки Windows. Рабочий стол Windows предназначен для работы пользователя на компьютере, поэтому на нем расположены необходимые для этой работы объекты. Среди них обязательными являются Мой компьютер и Корзина (рисунок 14.8).

    Мой компьютер позволяет пользователю получить доступ ко всем папкам и файлам, к различным устройствам компьютера и к их настройке.

    Корзина предназначена для временного хранения удаленных папок и файлов подобно корзине для бумаг у рабочего стола. В нее можно выбрасывать ненужные бумаги, документы. Пока корзину не очистили, еще есть возможность вернуть то, что было удалено по ошибке. 

    Рис. 14.8. Рабочий стол

    Вдоль нижней кромки экрана тянется строка - это Панель задач , которая тоже является объектом Рабочего стола . Она похожа на приборную панель в автомобиле - с ее помощью можно управлять программной средой Windows и следить за ее состоянием. Название любой запущенной задачи появляется в этой строке.

    Справа на Панели задач расположены часы и календарь . Часы всегда видны на экране, а сообщение о дате и дне недели появляется при подведении указателя мыши к часам.

    Рядом с часами находится индикатор клавиатуры , который показывает, в каком состоянии она находится: в режиме ввода русских (Ru) или английских (En) букв. Если выполнить щелчок левой кнопкой мыши на индикаторе, то появится меню, позволяющее установить желаемый режим клавиатуры. 

    Практически всегда работа в Windows начинается с кнопки Пуск , расположенной слева на Панели задач. Она предназначена для раскрытия Главного меню, которое позволяет запустить любое приложение. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются значком стрелки. Это говорит о том, что данный пункт содержит вложенное меню (подменю).

    Параметрами Рабочего стола как объекта Windows являются: фон, заставка, оформление и другие . Изменяя параметры Рабочего стола, вы можете выбрать его дизайн по своему вкусу.

    Практикум

    Освоение системной среды Windows XP

    Запуск программ (приложений)

    Запускать приложения из меню Пуск ;
    - запускать приложения из программы Проводник ;
    - запускать приложения из системной папки Мой компьютер .

    Задание 1.24

    1. Запустите из меню Пуск графический редактор Paint .

    2. Запустите из меню Пуск программу Калькулятор .

    3. Создайте на диске С: папку Игры и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер и программу Блокнот .

    4. Из программы Проводник запустите игру Сапер и программу Блокнот , находящиеся в папке Игры .

    5. Из папки МОЙ компьютер запустите любую программу, находящуюся в папке Игры.

    6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер.

    Технология работы

    1. Запустите графический редактор Paint из меню Пуск :

    Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
    выберите щелчком мыши пункт меню Все программы - откроется вложенное меню (подменю) со списком установленных на компьютере программ;
    щелчком мыши выберите в подменю пункт Стандартные - откроется вложенное меню со списком стандартных программ Windows ;
    щелкните левой кнопкой мыши на строке с названием графического редактора Paint (рис. 1.8);


    закройте программу Paint , используя команду Файл Выход .

    2. Запустите Калькулятор из меню Пуск:

    Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
    выберите щелчком мыши пункт меню Все программы;
    выберите в подменю пункт Стандартные;
    щелкните левой кнопкой мыши на строке с названием программы Калькулятор;
    закройте программу Калькулятор с помощью кнопки управления окном Закрыть.

    Последовательность команд, выбираемых одна за другой во вложенных меню, принято обозначать стрелками, например: Все программы Стандартные Калькулятор.

    3. Создайте на диске С: папку Игры, воспользовавшись технологией, описанной в теме 1.2 (задание 1.8), и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер (файл winmine.exe) и программу Блокнот (файл notepad.exe) из папки C:\Windows\ System32.

    4. С помощью программы Проводник запустите игру Сапер из папки Игры (рис. 1.9):

    Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
    запустите Проводник , выбрав в меню команду Все программы Стандартные Проводник;
    найдите на диске С: папку Игры и откройте ее щелчком мыши;
    запустите игру Сапер двойным щелчком на значке исполняемого файла winmine.exe;
    закройте программу командой меню Игра Закрыть .

    Рис. 1.9. Запуск приложения из программы Проводник

    5. Запустите программу Блокнот, находящуюся в папке Игры, используя системную папку Мой компьютер:

    Дважды щелкните на значке Мой компьютер на Рабочем столе ;
    выберите в списке папок и устройств локальный диск С: ;
    найдите и откройте на диске С: папку Игры ;
    запустите приложение Блокнот двойным щелчком на значке исполняемого файла notepad.exe;
    закройте программу Блокнот , щелкнув на кнопке управления окном Закрыть .

    6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер:

    Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
    выберите в нижней части меню кнопку Выключение ;
    в открывшемся окне выберите команду Выключение .

    Задание 1.25.

    Скопируйте программу Калькулятор (calc.exe) из папки C:\Windows\System32 в папку Игры и запустите ее разными способами:

    Из меню Пуск;
    из программы Проводник;
    из системной папки Мой компьютер.

    Задание 1.26.

    Перезагрузите компьютер, используя команду меню Пуск Выключение и .

    Задание 1.27.

    Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер .

    Работа в Windows как в многозадачной среде

    Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

    Работать в программе Калькулятор;
    - работать в текстовом редакторе Word Pad;
    - переключаться между приложениями.

    Задание 1.28

    Запустите программу Калькулятор и вычислите количество минут в году.

    Программа Калькулятор позволяет выполнять как простые арифметические вычисления, так и более сложные инженерные и статистические расчеты. В первом случае используется обычный интерфейс (вид) программы, во втором - инженерный.

    Рассмотрите обычный интерфейс программы Калькулятор (рис. 1.10). Работа с программой происходит так же, как и при использовании обычного карманного калькулятора. Ввод чисел, операций и команд осуществляется с помощью мыши или с клавиатуры.


    - При вводе чисел и операций с клавиатуры нажимайте соответствующие цифровые клавиши или знаки операций.
    - При вводе информации с помощью мыши указывайте цифру или действие щелчком на соответствующей кнопке в окне программы.
    - Для получения результата нажмите кнопку со знаком равенства или клавишу Enter .

    Технология работы

    1. Запустите программу Калькулятор , выбрав в меню Пуск команду Все программы Стандартные Калькулятор . 

    2. Выберите команду меню Вид Обычный .

    3. Вычислите с помощью Калькулятора количество минут в году, перемножив количество суток в году, количество часов в сутках и количество минут в часе:

    Введите с помощью мыши число 365, щелкнув в окне Калькулятора на кнопках с цифрами 3, 6 и 5, - число 365 появится в строке ввода;
    - введите с помощью мыши знак умножения, щелкнув на кнопке с символом х;
    - введите с клавиатуры число 24;
    - введите знак умножения, нажав на клавиатуре сочетание клавиш Shift+8 (сначала клавишу Shift и затем, не отпуская ее, клавишу 8);
    - введите число 60 с клавиатуры или при помощи мыши;
    - введите знак равенства, щелкнув мышью на кнопке со знаком =, и прочитайте результат вычислений в строке ввода.

    4. Закройте программу Калькулятор щелчком на кнопке управления окном Закрыть .

    Задание 1.29

    Запустите текстовый редактор WordPad, создайте и сохраните документ с именем Haбop.txt.

    Программа WordPad предназначена для создания, редактирования и печати текстов. Она не обеспечивает поддержки таких функций, как проверка орфографии, автоматическая расстановка переносов в словах, использование словаря синонимов, вставка таблиц, но ее возможностей достаточно для создания текстового документа с простым форматированием.

    Окно текстового редактора WordPad представлено на рис. 1.11, назначение пунктов меню приведено в табл. 1.2.

    При подготовке текстового документа выполняются следующие шаги:

    ♦ ввод текста;
    ♦ редактирование текста (исправление ошибок);
    ♦ форматирование текста;
    ♦ сохранение документа.

    Правила ввода текста

    ♦ Для ввода заглавных (прописных) букв нажмите клавишу с буквой, удерживая нажатой клавишу Shift .
    ♦ Для создания нового абзаца установите текстовый курсор в конец текущего абзаца и нажмите клавишу Enter .
    ♦ Для создания пустой строки установите текстовый курсор в конец текущего абзаца и нажмите клавишу Enter два раза .
    ♦ Чтобы удалить символ слева от курсора (перед курсором), нажмите клавишу Backspace .
    ♦ Чтобы удалить символ справа от курсора (после курсора), нажмите клавишу Delete .

    Технология работы

    1. Создайте на диске С: папку WordPad.

    2. Запустите программу WordPad, выбрав в меню Пуск команду Все программы Стандартные WordPad.

    3. Создайте текстовый документ по образцу на рис. 1.12.

    4. Сохраните документ:

    Выберите в меню команду Файл Сохранить как ;
    в открывшемся окне выберите папку WordPad ;
    в поле Имя файла введите Набор ;
    в поле Тип файла выберите значение Текстовый документ ;
    нажмите кнопку ОК ;
    закройте программу WordPad .

    Задание 1.30

    Выполните переключение между несколькими запущенными приложениями.

    Технология работы

    1. Запустите программы Калькулятор, WordPad, Paint ; каждая из программ будет запущена в своем окне. 

    2. Выполните переключение между задачами , щелкая мышью на любом видимом участке окна программы.

    3. Выполните переключение между задачами , щелкая мышью на значке программы на панели задач.

    4. Выполните переключение между задачами , используя комбинацию клавиш Alt+Tab:

    Нажмите на клавиатуре клавишу Alt и, не отпуская ее, нажмите клавишу Tab - появится окно, в котором значками будут обозначены все запущенные программы, причем один из значков будет выделен рамкой;
    нажимайте клавишу Tab , пока значок программы, в которую вам надо переключиться, не окажется обведенным рамкой;
    отпустите клавишу Alt .

    5. Закройте все запущенные вами программы.

    Задания для самостоятельной работы

    Задание 1.31.

    Запустите программу Калькулятор и вычислите количество часов и минут в одном столетии.

    Задание 1.32.

    Запустите программу Калькулятор и вычислите площадь вашей квартиры.

    Задание 1.33.

    Запустите программу WordPad и напишите в ней письмо своему другу; сохраните созданный файл. Задание 1.34. Осуществите переключение между запущенными приложениями всеми известными вам способами.

    ("
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook